Наш турнир является не только спортивным состязанием, а представляет собой попытку увязать древнюю турнирную традицию с современными представлениями о ней.
Общие правила:
1) Турнир «Меч Лидского замка» проходит в одной номинации в рамках периода 13-го – 15-го веков.
2) От одного клуба в турнир может быть заявлено не более 6 бойцов. Замена бойцов разрешается только с разрешения распорядителя, не позже начала турнира.
3) Бойцы приносят клятву, после чего не имеют права оспаривать или обсуждать решения маршалов и хозяина-устроителя турнира. Боец, отказавшийся принести клятву, теряет право участия в турнире.
4) Основным оружием турнира является щит и меч. Поединки на ином оружии могут проводиться по обоюдной договоренности бойцов.
5) Бой продолжается 2 минуты либо до 15 очков.
Зона поражения в турнире – полная. Разрешены удары в голову, шею, корпус, плечи, предплечья, кисти рук, бёдра, колени и голени. Запрещены удары в пах, по шее сзади, по позвоночнику, голеностопным суставам и стопам ног. Попадание засчитывается, если удар был нанесён акцентировано и не был отражён защитным действием бойца (блок щитом или мечом). В случае если защитное действие бойца было недостаточно результативно, и клинок противника смог значительно отклонить/миновать его и был достаточно концентрированным, он засчитывается результативным.
За попадание по корпусу (выше уровня пояса), по шее и голове противника бойцу, нанёсшему удар, присуждается 2 очка. За попадание по плечам, предплечьям, кистям рук, бёдрам, коленям и голеням – 1 очко.
Потерянное оружие можно подобрать только с разрешения противника, в противном случае засчитывается поражение в бою. Если по окончании боя счёт равный, но один из бойцов во время боя ронял оружие, то ему засчитывается поражение.
6) Разрешёнными действиями боя являются:
• Рубящие удары клинком в поражаемую зону.
• Блокировка щитом или клинком ударов противника.
• Толчки и давление на противника щитом, его плоскостью не более 3 секунд.
• Отталкивание щита или рук противника руками.
• Зацеп щита противника щитом.
• Удары плоскостью или ребром щита в корпус противника (выше пояса и ниже шеи).
• Наложение щита на щит противника.
Запрещённые действия:
• Колющие удары клинком.
• Удары по упавшему или поднимающемуся противнику.
• Удары по потерявшему оружие противнику.
• Удары ребром щита ниже пояса, в голову и шею противника.
• Рукопашный бой.
• Удары перекрестьем и рукоятью оружия.
• Захваты руками клинка или щита противника.
7) Защитное снаряжение бойца должно соответствовать одной определённой исторической эпохе (не более ста лет) и определённому региону (условно Южная, Северная, Западная и Центральная Европа, Восточная и Юго-Восточная Европа (в т. ч. Русь), Ближний Восток, Средняя Азия). Бойцам запрещается использование элементов спортивного снаряжения за исключением паховой раковины (если она полностью скрыта под одеждой бойца). Допускается усиление защиты кисти в ущерб соответствия историческим аналогам, если этот элемент выполнен из натуральных материалов (сталь, кожа, кольчужное полотно, войлок, вата, пакля).
8) Запрещается продолжать бой сломанным оружием или в повреждённом доспехе, представляющем опасность для владельца или его противников.
9) Боец имеет право в экстренной ситуации остановить бой, предупредив голосом и поднятой рукой маршала и противника. В том случае, если остановка боя не будет признана маршалом необходимой, бойцу будет засчитано поражение.
Обязательные требования:
• Доспех бойца должен соответствовать техническим требованиям, т. е. давать надежную защиту рук, ног, шеи, головы, корпуса.
• Шлем должен быть изготовлен из стали толщиной не менее 1,5 мм, а также снабжен амортизирующей подвесной системой и/или подшлемником.
• Для шлема, не обеспечивающего полную защиту шеи и лица, необходимо использование дополнительной защиты, состоящей из 2-х слоев: жесткого, соответствующего историческим аналогам внешнего (например, кольчужные, пластинчатые или кожаные бармницы) и амортизирующего внутреннего (подстежка бармницы, выполненная из войлока, пакли или простеганного ватина, оплечье подшлемника или воротник поддоспешника). Толщина амортизирующего слоя при максимальном сжатии должна быть на шее не менее 4 мм, на лице – не менее 8.
• Защита корпуса должна состоять из жесткого внешнего слоя (кольчужное полотно, сталь не менее 1 мм, комбинированные варианты – кожа + сталь, ткань + сталь) и амортизирующего внутреннего (подкольчужник, поддоспешник).
• Клинок должен быть изготовлен из стали.
Допустимые параметры клинка:
– длина клинка от перекрестья до острия – от 60 до 80 см, длина хвостовика, включая перекрестье и яблоко – от 12 до 20 см;
– вес – от 1,4 до 2 кг;
– центр тяжести не ближе, чем 10 см от перекрестья в сторону клинка;
– диаметр закругления боевого острия не менее 15 мм для меча, не менее 10 мм для сабли, фальшиона;
– рубящая кромка лезвия должна быть не менее 2 мм и скруглена.
Система проведения турнира:
Турнир проходит в три этапа.
Первый этап. Зачинщики и вольные рыцари.
В этом этапе участвуют две партии – зачинщики и вольные рыцари.
Зачинщиком турнира может стать только участник, являющийся хорошим бойцом. При записи у маршалов участники сами решают, в какую из партий они хотят пойти. При этом, став зачинщиком, они должны быть готовы к гораздо более активному времяпровождению. Ведь им еще предстоит отстаивать свое право.
Участник, заявивший себя в партию вольных рыцарей, имеет право вызвать на поединок одного любого зачинщика турнира. В случае победы он сам переходит в партию зачинщиков, а проигравший зачинщик переходит к свободным рыцарям, получая тем самым право на поединок с зачинщиком. Если он проигрывает и его, то лишается права сражаться в турнире.
Дабы избежать массированных атак на одних и тех же зачинщиков, вольные рыцари разбиваются на отряды, каждый из которых равен по количеству партии зачинщиков. Таким образом, атаки вольных рыцарей идут своеобразными «волнами». Маршалы турнира сами формируют «волны», решая при этом, какая из них идет первой, второй и т.д.
Вольные рыцари каждой «волны» решают между собой, кто из них с кем из зачинщиков сражается. В случае несогласия либо других спорных вопросов, эту процедуру проводят маршалы турнира.
Все выбывшие зачинщики ждут своей очереди сражаться после всех «волн» вольных рыцарей.
В результате все рыцари-победители «перетекают» в партию зачинщиков (либо остаются в ней).
Второй этап. Партии.
Маршалы турнира разбивают партию зачинщиков на две равные группы. (В случае если оказалось неравное количество бойцов, из числа выбывших путем жребия избирается недостающий участник.)
Маршалы турнира объявляют, кто из рыцарей противоборствующих сторон с кем сражается.
Если ваша партия проигрывает и вы, оставшись один, выиграли поединок, вы имеете право сразиться с еще одним из представителей другой партии (выбор противника предоставляется вам). В случае победы, вы возвращаете на ристалище одного из выбитых представителей вашей партии.
Если боец выигрывает все поединки против противоположной партии, третий круг не проводится и данный рыцарь считается победителем турнира.
Третий этап. Круговая система.
В последнем этапе турнира рыцари победившей партии оспаривают между собой право на победу. Бои проходят по круговой системе.
По окончании третьего этапа, рыцарь, одержавший большее количество побед, объявляется победителем турнира и получает приз, а также право выбора Королевы Любви и Красоты.
*
*
*